Среди наиболее экономически развитых государств по потреблению энергии РФ лидирует (хотя, конечно, гордиться тут нечем). Мы впереди Канады, США, Китая и всех самых продвинутых стран Европы. Но при этом энергоемкость отечественного ВВП всё-таки преувеличена. К примеру, мы впереди США, но только на 40 процентов, а отнюдь не в разы, как это часто звучит. В общемировой классификации по использованию энергии мы в середине списка. Технологии мы имеем не слишком передовые, но и не так сильно расходуем энергию, как американцы и европейцы. По потреблению на душу населения Российская Федерация находится на 19, штаты — 11 месте, а, например, Норвегия — на 8. Больше всех тратят Катар, Бахрейн, ОАЭ.
Планы, очерченные ФЗ No 261, вполне хороши. Но последовательность предполагаемых действий довольно сомнительна. В стране, где большая часть энергопотребления связана с производством, а не с личными затратами людей, закон как первую задачу называет введение абсолютного запрета на продажу ламп накаливания. Так сделали в Европе, но для нашей страны использование энергоэкономных ламп шаг нужный и разумный, но пока еще не самый актуальный. Сначала надо обнаружить самые неэффективные, и одновременно самые популярные технологии и заменить их энергетически сберегающими.
Что касается пилотных проектов в сфере энергоэффективности, то проекты движутся тяжеловато — «оприборивание» только начинается и, несмотря на то, что до обязательного срока (1 января 2012 года) остается не так много времени, процессы реально движутся медленно. Производители приборов учета переоценили спрос в соответствии с новым законом по энергоэффективности и напроизводили приборов почти на год вперед, теперь большие проблемы с реализацией. Как всегда все хватятся перед самым сроком — месяца за два-три до 1 января 2012 года. Тогда будут ажиотаж и другие цены, а сейчас тишь да гладь, можно работать спокойно.
Существует проблема с утилизацией компактных люминесцентных ламп. Даже тот, кто проявляет инициативу, встречает препятствия, как например, IKEA, которая начала по собственной инициативе утилизацию этих ламп (причем не только тех, что продает в своих магазинах), но этот «произвол» был остановлен контролирующими органами.
Муниципалитеты оказались более честными (или менее продвинутыми в плане отчетности перед федеральным центром) — там 46 % программ еще разрабатывается.
Вот так выглядят итоги. Пока они неутешительные. Но уже видна положительная тенденция, и вскоре будут изменения.
Год, прошедший с принятия закона РФ «Об энергосбережении» No 261-ФЗ, выявил ряд вопросов, связанных с его применением в различных секторах экономики России. Вынося «за скобки» его ориентацию, направленную преимущественно на бюджетную и жилищную сферы, а также не имея возможности в рамках данного комментария детально рассмотреть целый ряд положений закона, остановимся лишь на некоторых из них.
Вместе с тем на территории России действует и иной известный и обязательный для всех предприятий-обладателей энергетического хозяйства официальный документ -ГОСТ Р 51379-99 «Энергетический паспорт промышленного потребителя топливно-энергетических ресурсов». Естественно, что одновременное существование этих документов, в определенной степени отличающихся друг от друга, не вносит ясности в вопрос, на основании какого из них следует оформлять энергопаспорт по результатам энергоаудита.
21 октября Правительство России одобрило новую десятилетнюю программу энергосбережения и энергоэффективности. Программа предусматривает снижение ВВП не менее чем на 40 % к 2020 году.
Потенциал, например, города Москвы достигает 30 % по сравнению с 2009 годом. Уже сейчас можно говорить о том, что режим экономного энергопотребления в Москве выдерживается и по потреблению, и по сокращению потерь. Для обеспечения дальнейшего снижения нужны новые технологии, материалы, системы управления.
Очень важная роль отводится управляющим компаниям, ТСЖ. Наша задача — сделать так, чтобы жильцы платили как можно меньше из собственного кармана. Что касается бюджетных учреждений, важно, чтобы каждое из них чувствовало себя хозяином, а не только потребителем. Все должны быть в выгоде. Надо оптимизировать системы снабжения, отработать схемы. Наложив все схемы ресурсообеспечения на единую генеральную схему, мы добьемся значительного сокращения ресурсопотребления. Это не только задача одного конкретного города, это задача всего государства.
И науке, и производственному сектору есть над чем работать. И ФЗ-261 позволяет нам целенаправленно работать в конкретном направлении.
Интересные записи